К основному контенту

Методическая копилка


Октябрь 2023

Инженерно-технического мышления

Возможности формирования основ инженерно-технического мышления лучше начинать с дошкольного возраста.




Конструирование имеет большое значение для интеллектуального  и эстетического становления, для овладения трудовыми способностями. В процессе конструкторской работы  развиваются значимые психологические процессы дошкольников (образные представления, образное мышление, фантазия и др.), творчество, складываются художественно-креативные, конструкторские возможности.

Внедрение технических наук в ДОО происходит как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня и представляет собой сочетание теории и практики. 

Свою работу по  направлению инженерно-технического мышления для детей дошкольного возраста  я начала в в2022 год.

Я веду кружок «Кирпичики» с 2022 года.  

 Цель:

Развитие предпосылок инженерного мышления и выявление технических способностей у дошкольников посредством конструктивной деятельности.

Задачи:

  • Способствовать развитию логического мышления.
  • Развивать у детей интерес к математике через дидактические игры, созданные на основе моделирования и конструирования.
  • Настраивать детей на желание делать открытия с радостью и удовольствием, выражать собственные чувства.
  • Воспитывать интерес к конструированию и конструктивному творчеству.
  • Прививать навык коллективной работы.

 

Для просмотра образовательной деятельности  по конструированию  в подготовительной группе Тема: «Военная техника».

 можно пройти по ссылке  https://youtu.be/kH8sDO_IXw0

 

 Октябрь 2023

Креативность – это способность нестандартно мыслить,  действовать не шаблонно,создавать новое,   аккумулировать идеи.       


 В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы. Существует мнение, что креативность – это естественная способность, изначально присущая каждому человеку, однако по мере взросления она постепенно теряется под влиянием воспитательных и учебных программ. Любые задатки необходимо развивать, и творчества это касается не в последнюю очередь. Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал. Некоторые ошибочно понимают под развитием творческих способностей детей лишь активные занятия различными видами искусства – рисованием, музыкой, танцами. На самом деле, это направление куда шире, а различные секции и кружки – важная, но далеко не единственная его часть. Так что если мы хотим, чтобы наши дети выросли способными к неожиданным и инновационным решениям – заниматься этим стоит начинать с дошкольного возраста. От трёх до семи это лучший возраст для развития нестандартного мышления. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять её.


Игры и упражнения.

1. Это задание хорошо выполнять в паре с ребенком. Придумайте новое название привычным вещам. Так, лимон может стать цитрусином, стол – обедником, а форточка – окнушкой. Не ограничивайте себя, проявите фантазию.

2. Упражнение «Назови всё круглое … (в этой комнате, на улице и т. д.)

3. Упражнение «Назови по 3 предмета, которые могут сочетать 2 названные признака.

Например: яркий жёлтый – свет – солнце - лампа

Варианты заданий: пушистый – зелёный

Прозрачный – голубой,

Сильный – добрый,

Звонкий – громкий,

Сладкий – лёгкий.

4. Упражнение «Отгадывание загадок».

5. Игра «Лишнее слово». Назови лишнее слово.

Щука, карась, окунь, рак

Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик

Саша, Коля, Маша, Лена, Егорова

Заяц, лось, кабан, волк, овца

Ухо, лицо, нос, рот, глаз

6. Игра «Назови отличие»

Найти как можно больше отличий: шкаф – телевизор

Магнитофон – собака

Книга – машина

Звонок – карандаш

Птица – самолёт

7. Игра «Поиск общего»

Найти общие признаки:

Телевизор – шкаф (и т. д.)

8. Игра «Группировка слов». Сгруппировать слова и объяснить почему стрела, пчела, бабочка, - летающие объекты, коршун, воробей – птицы, пчела, бабочка – насекомые.

9. Составление рассказа по картинкам.

10. Задачка-шутка: Если бы ты хотел приготовить завтрак для великана, чем бы ты стал отмерять следующие продукты:

– мука для оладий,

– молоко для питья,

– масло для оладий,

– сироп,

– яйца, соль, перец.

Сколько бы ты взял каждого продукта?

11. Придумывание окончания сказки. (Например: Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. И вот однажды она села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…).

 

12  ТРИЗ технология

-составление загадок;

-игра "верно-не верно", "хорошо -плохо";

-развивающие вопросы;

-Кроссенс технология;

-мозговой штурм.



Сентябрь 2023


Опыт работы на тему:

 «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники, как средства реализации ФГОС»


 
Я работаю воспитателем с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Моя группа реализует программу , разработанную на основе ФГОС ДО и на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования современный дошкольник должен быть инициативным, владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия, а для этого необходима развитая связная речь.

Наблюдая за детьми моей группы, начиная с прошлого года, я обратила внимание, что у многих детей речь невнятная, ограничен словарный запас, есть дети, которые практически не разговаривают. Анализ проведённых наблюдений показал, что речевое развитие детей находится на низком уровне развития. У меня возникла проблема: как помочь детям развить связную речь? Ведь именно этот возраст наиболее благоприятен для становления и развития речи детей.

Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга уровня сформированности речевого развития по картам наблюдения, предложенным программой " От рождения до школы" авторы Веракса Н.Е., Комарова Т.С: умение детей отвечать на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения; умение рассматривать игрушки и сюжетные картинки; умение строить предложения. Мониторинг речевого развития детей от 3-4 лет  показал: 67% детей имеют низкий уровень развития, 33% ‒ средний.

Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста. Опираясь на важность и необходимость работы по данному направлению, я обратилась к мнемотехнике как эффективному средству развития связной речи дошкольников.

Внедрение данной технологии в образовательный процесс осуществлялось поэтапно:

1 этап.

- Анкетирование родителей.

-Изучение и анализ психологической, педагогической,  методической литературы по проблеме исследования; изучение  приемов мнемотехники, используемых  для работы с детьми.

-Выявление уровня развития связной речи  дошкольников.

2 этап. Разработка и использование  приемов мнемотехники для повышения уровня развития связной речи детей.

3этап. Рефлексия эффективности использования приемов мнемотехники. Планируя образовательную деятельность, опиралась на определенные дидактические принципы, которые наполнены  новым содержанием с акцентом на рассматриваемую проблему и возраст детей:

-принцип активности;

-принцип доступности;

-принцип интеграции;

-принцип наглядности.

Одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс развития связной речи будет проходить более эффективно. При формировании предметно-развивающей среды учитывала:

-особенности эмоциональной личности ребенка;

-его индивидуальные социально-психологические особенности;

-индивидуальные предпочтения и потребности;

-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.

Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения и речевого творчества. Оформлен центр речевого развития, включающий в себя:

- дидактические игры по развитию речи;

- картотеки артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики;

-игры для развития мелкой моторики рук;

Оформлены:

- уголок «сказки» для стимулирования самостоятельного рассматривания иллюстраций к сказкам, потешкам;

- подобранна серий сюжетных картинок для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем;

-  уголок книги;

- театральный уголок;

- картотеки хороводных, подвижных игр с речевым сопровождением.

Предметно-развивающая среда обновляется в соответствии с решаемыми задачами.

В работе использовались практические, словесные, наглядные методы. Все методы и приемы я использовала в комплексе, развивала речь, внимание, память, воображение.

Свою работу по развитию связной речи детей приемами мнемотехники строила от простого к сложному: мнемоквадрат - мнемодорожка – мнемотаблица (Приложение 2).

Мнемоквадрат‒ это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д.

Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Суть мнемодорожек заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение - таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

-Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются:

-предметные картинки;

-силуэтные изображения;

-геометрические фигуры.

Мнемотаблицы использовались в работе в качестве дидактического материала по развитию связной речи детей с целью:

-обучения составлению описательных, повествовательных, творческих рассказов;  

-обучения пересказу художественной литературы.

С детьми среднего возраста использовались цветные предметные,  предметно – схематические  мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка - красная. Например: лиса  состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь - большой коричневый круг и т.д. (Приложение 3).

Мнемоническое запоминание состоит из трех этапов:

-кодирование в образы ( замена ключевых слов в предложениях значками - символами);

-запоминание последовательности (заполнение схем-моделей с помощью знаков-символов и использование схем-моделей как плана пересказа);

       -закрепление изученного материала путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

Этапы работы с мнемотаблицей.

1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2.Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3.Пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы).

4. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Мнемотаблицы особенно эффективны при составлении описательных и повествовательных рассказов, пересказе, т.к  увлекают  детей, превращая занятие в игру. В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания, помогают детям выстраивать:

-строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Прием наглядного моделирования использовался в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

-пересказ;

-составление рассказов по картине;

-описательный рассказ;

-творческий рассказ.

Алгоритм работы:

Пересказ литературного произведения.

-Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.

-Ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста).

-Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.

-Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу.

-Коллективный пересказ.

-Самостоятельный пересказ текста.

-Анализ самостоятельных пересказов детей.

При пересказе с помощью мнемотаблиц совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. Дети видят всех действующих лиц, свое внимание ребенок концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Составление рассказов по сюжетной картине.

Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин - развитие событий - итог. При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделялось приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления.

Схема составления рассказа по картине:

-беседа;

        -рассматривание картины - что главного на ней изображено , детали , признаки;

        -составление графического плана(карточки с фрагментами картин);

        - рассказ.

Пример: детям раздаются карточки с фрагментами картины и предлагается составить предложения. Затем выставляется большая картина, дети находят на ней свои фрагменты. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

Составление описательных рассказов о предмете.

Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. Элементами модели описательного рассказа становятся символы - заместители качественных характеристик объекта:

- принадлежность к родовому понятию;

- величина, цвет, форма;

- составляющие детали;

- качество поверхности;

- материал, из которого изготовлен ( для неживых предметов );

- как используется;

- за что нравится;

В процессе работы была подобрана серия дидактических игр и упражнений, направленных на умение составлять короткие описательные рассказы, передавать связно, последовательно и выразительно художественный текст (Приложение 4).

Игры и игровые упражнения с мнемотехникой использовались в различных формах образовательной деятельности с детьми: как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения предложенного материала, позволяет превратить обучение в интересную и увлекательную игру.

Опыт показал эффективность использования приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста для развития связной речи.

Просветительская и профилактическая работа с родителями велась через «Уголки для родителей», индивидуальные и коллективные консультации, где в течение года имели возможность познакомиться с материалом об особенностях развития связной речи детей дошкольного возраста при помощи  мнемотаблиц.

Было проведено занятие во второй младшей группе по теме: заучивание потешки « У Алёнки в гостях» с использованием мнемоквадратов

Цель: Создать условия для быстрого запоминания детьми потешки.

Задачи:- Помочь детям понять и запомнить потешку « У Алёнки в гостях» при помощи мнемоквадратов;

-развивать у детей интонационную выразительность, обогащать словарь детей;

-воспитывать умение слушать новые потешки.

Демонстрационный материал: Комната убранная в русском народном стиле, русский народный костюм, мнемоквадраты, кукла, игрушечный кот.

 Ход НОД

 Воспитатель встречает детей в роли хозяйки Матрёны и проводить их в горницу- комнату, украшенную в русском народном стиле.

Матрёна: Проходите, ребятушки милые, в мою горницу. Есть у меня печка- матушка. Она всем в доме правит: и накормит, и обогреет. Если голоден, щами угостит. Если замёрз на морозе, прислонись к ней - будет жарко. Любит на печке мой любимый кот Тимофей  погреться. (Показывает игрушечного кота.) Давайте его разбудим.

Матрёна: Знаете, ребята у меня есть дочка Алёнка она очень любит слушать разные стишки и потешки. А вы знаете потешки? А вы бы хотели порадовать мою дочку Алёнку и рассказать ей потешку?(приносит свою дочку Алёнку и сообщает, что к ней пришли в гости.)

Дети: Да.

Матрёна:  Ребята я прочитаю вам потешку, а вы внимательно послушаете ( читает потешку).

Матрёна: Ребята а вам  все слова понятны? Такие слова использовались в старину, очень давно, сейчас такие слова мы уже  не употребляем. (объясняя  значения слов лапти, селезень, кафтан, ( Лапти –это низкая обувь  которую привязывали к ноге шнурками.; селезень- это мужская особь у уток; кафтан- мужская верхняя одежда.)

Матрёна: Вам понравилась потешка? Вы бы хотели её выучить?

Дети: Да.

Матрёна: Для этого нам по надобятся картинки.

А теперь по этим карточкам-картинкам будим учить потешку. Читает русскую народную потешку « У Алёнки в гостях».

У Алёнки в гостях

Два цыплёнка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в серёжках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В тёплом полушубке.

Матрёна: А теперь я ещё раз читаю стихотворение, вы его внимательно слушаете, потом попробуете рассказать сами.

Чтение стихотворения детьми (2-3 ребёнка)

Матрёна: Во всём мне помогают, мои помощники. (Показывает руки). Они и воды принесут, и печь затопят, и кашу сварят, и в доме чистоту наведут. А ваши руки вам помогают? Вот у меня – пальчики помощники.

Матрёна: Что-то наш кот Тимофей заскучал, давайте с ним поиграем?

Пальчиковая гимнастика-игра « Пальчики-помощники»

Воспитатель ( обращается к своему пальчику)

Пальчик-мальчик, где ты был?

(поочерёдно «кланяется» другим пальчикам).

С этим братцем - в лес ходил,

С этим братцем - щи варил,

С этим братцем - кашу ел,

С этим братцем – песни пел!

Дети (сжимают и разжимают пальцы).

Пальчик-мальчик, где  бывал?

(подражают называемым движениям.)

У пенёчка поскакал,

Топал по пригорку,

Покатился с горки.

Меня дождик испугал,

Я под крышу убежал.

 

Матрёна: Спасибо ребята, что вы пришли ко мне в гости. Спасибо что порадовали мою дочку Алёнку ! Скажите, а вам понравилось  у меня в гостях? А что понравилось больше всего?

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Логические Блоки Дьенеша. С помощью логических блоков дети тренируют внимание,память, восприятие.  

 

4 ошибки родителей при адаптации детей к ДОУ

  « 4 ошибки родителей при адаптации детей к ДОУ»   Ваш малыш идет  в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы ребенок как можно спокойнее принял перемены в своей жизни, ладил с воспитателями и другими детьми и каждое утро шел в садик с радостью и без капризов.           Но нередко родители ведут себя не совсем правильно и невольно мешают малышу адаптироваться к детскому саду.    Ошибка №1 -  "Исчезновение мамы"     Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Дело в том, что у него еще не было опыта пребывания в саду без мамы. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением. Как мы знаем, внимание маленького ребенка легко привлечь чем-то новым и интересным. Поэтому малыш смело отходит от мамы и увлекается в группе новыми игрушками и детьми. Мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», с